Что такое «профессиональный стандарт»?
Профстандарт – это общая характеристика квалификации, необходимой специалисту для осуществления рабочей деятельности.
Документ «Профессиональный стандарт педагога» имеет силу нормативно-правового документа. Это значит, что он будет применяться работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. Также стандарт будет учитываться при разработке федеральных образовательных стандартов высшего образования педагогов и программ повышения их квалификации.
В профстандарте четко прописано, какие функции выполняет педагог дошкольного образования, начальной школы, средней школы, специалист в системе специального образования и персонал специального обучения.
Информация о профессиональном стандарте - презентация.
Описание этапов применения профессионального стандарта педагога в МБОУ «СОШ №9 г.Новоалтайска»
1 этап Информационный
Изучение нормативной базы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- «Федеральный закон от 03.12.2012 г. №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» и статья 1 Федерального закона «О техническом регулировании»
- Проект Федерального закона «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
- Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761 н №Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован в Минюсте 06.10.2010 г., регистрационный номер №18638)
- Трудовой кодекс Российской Федерации
- Федеральный закон от 02.05.2015 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
- Инструктивное письмо «О внедрении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» от 17.07.2014 г. №03-06/068
- Приказ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
- Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.
2 этап Подготовительный.
- Изучение профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)»,
- проведение методического совещания по освещению данного вопроса, обсуждение профстандарта на заседаниях предметных объединений,
- определение направлений деятельности администрации и педагогического коллектива по подготовке к внедрению профстандарта
- формирование списка профессиональных стандартов, подлежащих применению в образовательной организации;
- формирование сведений о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и (или) дополнительном профессиональном образовании работников организации;
- составление перечня локальных нормативных актов и других документов организации, регламентирующих трудовые отношения, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые необходимо изменить с учётом подлежащих применению положений профессиональных стандартов;
- составление и согласование плана по организации применения профессиональных стандартов с органом ГОУ.
3 этап Реализация
- определение совокупности трудовых действий, необходимых коллективу для реализации основной образовательной программы.
- определение квалификационных дефицитов как организации в целом, так и каждого работника в частности.
- оформление плана мероприятий по их устранению.
- планирование повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогов.
- организация диссемиляции полученных знаний в ходе повышения квалификации (переподготовки).
- создание комиссии по сопровождению и анализу процесса внедрения профстандарта педагога.
Методические рекомендации АКИПКРО
- План мероприятий по направлению «Внедрение профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта « Педагог». Методические рекомендации.
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя русского языка основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог». Методические рекомендации.
- Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности учителя математики основного и среднего общего образования на основе профессионального стандарта «Педагог». Методические рекомендации.
- Проектирование индивидуального плана профессионального развития педагога на основе результатов самоанализа и самооценки профессиональной деятельности. Методические рекомендации.
- Приказ № 524 от 18.03.2015 О реализации мероприятий по повышению профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций Алтайского края.